Профессия социального работника, наверное, была всегда… Это не трудно доказать и аргументировать, ведь помощь слабому, заболевшему, обездоленному началась с момента, когда человек просто начал осознавать себя человеком.
В процессе исторического развития социальная служба принимала разные формы, но в том или ином временном отрезке тем не менее выступала значимой частью общественной жизни. Особенно ярко это стало проявляться после принятия христианства на Руси, ведь заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя», можно считать одним из первых принципов социальной работы в целом. К тому же и сама русская ментальность, уклад жизни и традиционные русские ценности уже несут заботу и участие, милосердие и сострадание как неотъемлемую часть нашей повседневной жизни. Для русского человека нет ничего более естественного, чем помощь нуждающемуся. Мы помогаем не задумываясь, ежедневно и, может быть, ежечасно, поэтому профессия, связанная с социальной службой, это как продолжение привычного образа жизни. Конечно, не все это принимают целиком и полностью, без оглядки и противоречий, но те, кто остаются – посвящают этой работе, наверное, просто жизнь…
Социальная служба это, прежде всего, работа с людьми и для людей. Это много общения, много проблем, много энергетических затрат, большой спектр необходимых знаний и умений, одновременное решение разноплановых задач, порой, чувство опустошенности от усталости…но одновременно с этим постоянное развитие в различных сферах, накопление большого профессионального и личного опыта, обогащение мотивационной сферы, глубокое чувство удовлетворения от успеха задуманного мероприятия, осуществленной практической помощи, благодарности пусть даже одного конкретного человека. И этим человеком может быть непосредственно наш клиент, получатель социальных услуг, ребенок или подросток, а, может быть, семья в целом или твой коллега, единомышленник или молодой специалист.
То есть сама форма «наставничество» уже исходит из особенностей социальной деятельности, причем, практически, любого специалиста из этой сферы. К тому же профессиональный тандем: опыт и молодость – но только без строгих указаний, нравоучений и директив – полезен и даже необходим обеим сторонам.
Наставник делится своими знаниями, умениями и навыками, приобретенными за годы профессиональной деятельности, а вот начинающий специалист может увлечь более опытного коллегу новыми идеями и веяниями, зажечь своим энтузиазмом, помочь правильно понять современную молодежь!
Сотрудничество таких специалистов – это скорее симбиоз, где каждый не только делится чем-то с другим, но и получает нужное и интересное для себя взамен, обеспечивая преемственность поколений, не допуская профессионального выгорания, обеспечивая развитие и совершенствование социальной сферы в целом.
|